Территория древней Бенгалии является одной из самых многонациональных областей Южной Азии. Причем длинная и непростая история этих мест привела к образованию своеобразного "сплава" из десятков, если не сотен народов, племен, вер, культур и традиций. Поэтому в настоящее время о любом аспекте местных традиций можно говорить лишь с известной долей обобщения, поскольку в каждом регионе страны можно найти что-то особенное.
Религия – пожалуй главное отличие между многочисленными этническими группами страны, имеющее хорошо заметное влияние на взаимоотношения людей. Практически 83% верующих – мусульмане-сунниты, около 16% – индуисты, буддисты – 0,5%, христиане – 0,3%. Но эти цифры также можно считать весьма условными, поскольку представители многих конфессий живут здесь бок о бок уже многие столетия. С 1988 года ислам является официальной государственной религией страны, а сам Бангладеш является одной из самых больших по численности населения мусульманских стран в мире. Большинство местных жителей исповедуют суннитскую ветвь ислама, но есть также небольшие коммуны шиитов. Индуисты почти равномерно распределены по всей территории страны, образуя большие коммуны в Кхулне, Джессуре, Динаджпуре, Фаридпуре и Барисале. Буддисты населяют по большей части юго-восточные области, где их соседями являются многочисленные мелкие племена, исповедующие своеобразную смесь из буддизма и анимизма. В Бангладеш также имеется очень маленькое христианское сообщество (менее миллиона человек, главным образом католики), населяющих регионы бывших португальских и британских анклавов.
При этом конституция страны гарантирует полную религиозную свободу, которая является очень важным моментом для многих местных жителей. В отличие от многих окружающих стран, бангладешские мусульмане и индусы живут в относительной гармонии, стычки на религиозной почве крайне редки и даже в районах, где все больший вес получают ортодоксальные течения ислама, люди свободно и с заметной радостью участвуют во всех совместных мероприятиях, будь то религиозный праздник или общественные работы. Даже турист может считаться желанным гостем на какой-то местной церемонии, причем вне зависимости от того, к какой конфессии принадлежит он сам.
Бангладешцы в основной массе своей еще не утратили веру в языческие ритуалы или традиции, вне зависимости от веры, которую исповедуют они сами. Особенно это выражено в деревнях. Пустой кувшин, труп птицы или ветка вербы на дороге, нечетный номер – все это считается неблагоприятным знаком для начала путешествия или нового дела. А баньян по непонятным причинам вообще служит чуть ли не предметом благоговейного страха и сельский житель без особой на то причины никогда не пойдет мимо него ночью, хотя по индуистской традиции это одно из самых почитаемых деревьев. Рождение мальчика расценивают как удачу, а рождение дочери в большинстве случаев нежелательно. Это объясняется тем, что дочь надо выдавать замуж, собирать ей приданое и так далее, поэтому дочь для бенгальца – "отрезанный ломоть". После свадьбы она полностью переходит в подчинение мужа и его семьи. Сын же, напротив, будет помогать родителям в старости.
Мусульмане и христиане хоронят тела умерших на кладбищах, индуисты сжигают их. Мусульмане проводят поминки "кулкхани" на четвертый день смерти, а христиане на четырнадцатый ("чехлам"). У индуистов хоронить умершего должен сын, муж или ближайший родственник (мужчина). Женщины не допускаются на место, где совершается кремация. После смерти родителей утром сын обязан обрить голову. Всевозможных обрядов подобного рода здесь бессчетное множество и каждый из них может считаться самостоятельной иллюстрацией к длинной истории этой земли, причем зачастую имеющей гораздо большее значение для местного жителя, чем кажется на первый взгляд. Поэтому не рекомендуется пытаться участвовать в подобных церемониях без официального на то разрешения, или пытаться снимать их, даже издалека – это может вызвать достаточно агрессивную реакцию.
Стоит отметить, что в Бангладеш достаточно четко прослеживаются рудименты индуистской кастовой системы. Каждый местный житель гордится своей родословной и может на 5-7 поколений назад обрисовать социальное положение своих предков. Однако эта черта заметно сглаживается исламской тенденцией придавать гораздо большее значение интеллектуальному и образовательному уровню человека. К слову, в массе своей бангладешцы не очень благожелательно относятся к "наследию Индии", что связано с непростым процессом развала этой британской колонии и последовавшими за ним войнами. Но как и в случае с веротерпимостью, особого значения этому никто не придает и все остается на уровне бытовых суждений, не выливаясь в открытое противостояние между местными индусами и остальным населением страны.
Бангла (бенгальский, бенгали) – официальный язык страны. Он тесно связан с наречиями восточной Индии, но имеет собственный алфавит (57 знаков) и множество заимствований из фарси, арабского, английского и прочих. Это древний язык с обилием смысловых интонаций и богатой поэтической традицией, являющийся важным элементом национального самосознания. Когда страна была частью Пакистана, именно попытка введения вместо бангла языка урду послужила одной из причин национального восстания и последующего обретения независимости. Таким образом бангладешцы считают себя единственным народом на Земле, который вступил в войну только ради сохранения своего языка. При этом в школах преподается и английский язык, причем как обязательный предмет. Он же широко используется в городах и как язык межнационального общения. Газеты также выходят на двух языках.
Более 80% бангладешцев живут в сельских общинах, хотя в последние десятилетия наметилась явная тенденция к миграции в крупные города, в первую очередь – в столицу. Местные деревни достаточно колоритны сами по себе. Эти маленькие поселения можно обнаружить почти повсеместно, хотя в большинстве своем они концентрируются вдоль рек – главных транспортных артерий страны. Большинство таких деревень возводится на специальных насыпных платформах, защищающих их от наводнений, а сами дома строятся из глины или бамбука с соломенной или крытой гофрированным железом кровлей. Вокруг домов обязательно разбиваются крохотные садики, которые во время паводков могут служить пастбищами для скота, а также небольшие пруды, поскольку речная воду две трети года попросту непригодна для питья в силу своей насыщенности глиной, лессом и органическим остатками (об очистных сооружениях здесь никто и не задумывается).
Общество в Бангладеш еще не утратило своего коллективного характера. Уважение к старшим повсеместное и совершенно не искусственное. В сельской местности молодежь приветствует старших "взятием праха от ног". Им отдана привилегия первым начинать и возглавлять какие-то действа, они же повсеместно используются как советчики и лидеры кланов, причем вне зависимости от религиозных предпочтений той или иной общины. Пожилые люди обычно и возглавляют местные коммуны, которые в большинстве своем как раз представляют собой большие семейства, в пределах которых живут многочисленные родственники разных поколений. Глава семейства обычно осуществляет надзор и контроль за всеми своими детьми, не состоящими в браке, и другими зависимыми родственниками. Когда юноша женится, он приводит свою жену в дом родителей и жена главы семьи назначает ей круг обязанностей в пределах общего хозяйства.
Характерно. что при всем уважении к старшим, вероятно нигде более в мире молодежь не играет такой важной роли в развитии общества и политике страны, как в Бангладеш. Здесь имеется приблизительно 31,7 тысяч начальных и средних школ, 170 колледжей и технические школ, два крупных университета и около десятка провинциальных. Преподавание во всех учебных заведениях ведется на английском и языке бангла. Уровень образования является одним из важнейших элементов социального статуса и для многих молодых людей служит настоящей идеей-фикс. Поэтому общий уровень образования в стране, даже несмотря на потрясающую нищету большей части населения, достаточно высок, а ученые из Бангладеш работают в престижнейших учреждениях всего мира.
Брак часто устраивается родителями, которые сами ищут пару для сына или дочери. Однако брак не может считаться законным, если сами молодые люди не соглашаются на него. Потому все большее распространение получает самостоятельный поиск партнера, но он также не может привести к свадьбе без одобрения родителей. Некоторые консервативные мусульмане избегают вступать в брак с приверженцами других конфессий, однако в целом никаких запретов на подобные браки нет. Сама свадебная церемония проводится тут же, в пределах деревни жениха, на специально построенной и украшенной цветами платформе, и обязательно проводится при участии священника или муфтия ("кази").
В быстро растущих городах вроде столицы страны, семейства стараются жить по европейским принципам. В типичной городской семье оба родителя чаще всего являются образованными профессионалами, работающими вне дома, имеющими свой отдельный домик или квартиру. Дети живут вместе с ними только до собственной свадьбы, в дальнейшем предпочитая селиться отдельно. Но в последнее время, в связи с катастрофическим наплывом селян в города, эта традиция становится характерной только для представителей среднего класса, а основная масса населения приносит в города свои обычаи. И в итоге все новые кварталы Дакки, Читтагонга, Нараянганджа и других крупных городов все быстрее превращаются в своеобразные "бидонвилли", построенные буквально из отходов материалов и населенных выходцами из деревень. При этом все горожане без исключения чувствуют сильную связь с родными местами и часто посещают их при каждом удобном случае.
Отношения между мужчинами и женщинами со стороны могут казаться очень формальными. Муж обычно трудится вне дома, часто – в другой провинции, жена же ведет домашнее хозяйство, следит за проведением основных полевых работ (более 90% населения до сих пор заняты в отраслях, в той или иной степени связанных с сельским хозяйством). То есть даже визуально они пересекаются друг с другом как будто очень редко. Однако на деле все не совсем так, просто строгие традиции исламского в большинстве своем общества не поощряют открытого проявления чувств.
Прикосновение к незнакомому человеку считается правилом дурного тона. Поэтому мужчинам не советуют протягивать руку в качестве приветствия, особенно следует воздерживаться от предложения рукопожатия бангладешской женщине или ребенку. Мужчины могут здороваться за руку только друг с другом, но и то только в случае, если они хорошо знакомы. С этой же традицией связано подчеркнутое избегание контактов даже в плотной толпе на улице, поэтому назойливые местные торговцы вряд ли будут хватать чужака за полу одежды или локоть, как это принято во многих соседних странах.
Большинство бангладешских женщин носит "шари" (сари) – красочную пятиметровую полосу ткани, которую особым образом оборачивают вокруг тела и драпируют в многочисленные складки. Также нередки блинные юбки и короткие блузы, которые дополняются особыми поясами или опять же обернутой в несколько раз полосой ткани. Некоторые выбирают "шальвар-камиз" – комплект из длинной (почти до колен, а чаще и длиннее – тогда она снабжается разрезами по бокам) свободной рубахи с рукавами и таких же свободных брюк. Вариантов такой простой на первый взгляд одежды тысячи – местные жители проявляют известную изобретательность в этом вопросе и нередко отделывают свою одежду с особым изяществом.
Мужчины носят "лунги" – своеобразную свободную юбку, собранную на поясе в узел, длинную рубашку "панджаби" (существует и женский вариант) в комплекте со свободными брюками ("пийжама"), шарфом ("дупатта") и все тем же "лунги". В индуистских общинах распространен "дхоти" – нечто среднее между "лунги" и сари, хотя и завязываемое по другому принципу. В городах мужчины очень любят костюм европейского типа, поскольку это престижно, однако нередко такая одежда похожа на западную только по названию и общему виду. В деловых кругах распространен как европейский костюм, так и строгие варианты национального костюма.
В большинстве случаев вся одежда делается из легких хлопчатобумажных тканей, но на праздничные варианты обычно идут достаточно плотные и богато отделанные ткани. И в то же время, даже несмотря на высокую температуру местного климата, многие жители Бангладеш очень любят теплые варианты национальной одежды (например похожую на свитер "курта"), поскольку банально мерзнут даже при температуре в +20-22 С, да и в сезон дождей такая одежда дает гораздо лучшую защиту.
Бангладеш – прежде всего мусульманская и консервативная страна, так что в отношении одежды есть некоторые ограничения. Женщинам настоятельно рекомендуется придерживаться "консервативного стандарта" платья и избегать излишне откровенных нарядов. Длинные легкие юбки или брюки с хлопчатобумажной блузой являются наиболее оптимальным выбором в каких-то формальных ситуациях. Интересно, что несмотря на строгие традиции, местные женщины не боятся оголять руки или живот даже просто выходя на улицу, а вот платок на голове, более напоминающий тонкую шаль (на него обычно идет длинный конец все того же "шари"), не забывают практически никогда.
За столом бенгальские обычаи мало отличаются от индийских. Местные жители обыкновенно едят без использования столовых приборов – "ката" (вилки), "чамоч" (ложки) и "чхури" (ножи) используются обычно только для приготовления блюда, но почти наверняка будут отсутствовать на столе (впрочем, в кафе и ресторанах приборы можно просто попросить у официанта). Большинство бенгальцев ест только правой рукой, в строгом соответствии с нормами ислама, беря пищу в щепоть маленькими порциями и помогая себе лепешкой или куском хлеба. В сельских районах бенгальцы традиционно едят прямо на земле, используя в качестве стола невысокую подставку или просто расстеленную на земле клеенку. Нередко для этой цели используются большие листья банана, просоленные и спрессованные вместе. Они же часто служат и тарелками, или своеобразными салфетками, когда необходимо донести еду из общей тарелки в рот, не просыпав её мимо (неряшество за столом очень не приветствуется). В мусульманских домах используются специальные подушечки или валики, здесь же чаще всего можно увидеть и низенькие столы арабского типа.
Традиционная скудность местного стола обычно компенсируется кулинарным мастерством хозяйки, поэтому считается не зазорным всячески хвалить и хозяйку, и её умение, и сам дом. Общие блюда чаще всего помещаются в центр "стола" на больших тарелках или все тех же банановых листьях, и каждый обслуживает себя сам. В церемониальных случаях вроде свадеб или религиозных праздников трапеза представляет собой сложный ритуал, не запутаться в котором попросту невозможно. Поэтому в таких случаях рекомендуется консультироваться у местных жителей (они относятся к таким вопросам крайне благожелательно) или попросту действовать как они.
Считается неприличным показывать ступни своих ног другим, поэтому за столом принято сидеть скрестив ноги и поджав их под себя. Если гость желает что-то подарить хозяину в знак благодарности, ни в коем случае нельзя дарить деньги и алкоголь – это может причинить серьезную обиду. Лучше дарить сладости, табак, какие-то фрукты и сувениры. Очень большую радость вызывают красочно оформленные книги, даже если они написаны на неизвестном хозяину языке. Женщинам же принято дарить цветы и какие-то безделушки (украшения, часы или предметы одежды может подарить только муж!). Очень рекомендуется уважать религиозные воззрения хозяев и ни в коем случае не вступать в беседы на теософские темы. Хотя бангладешцы и известны как очень веротерпимая нация, сдержанность здесь явно не помешает.
Сайт является полностью открытым ресурсом, где все посетители могут присылать свои публикации.
Иногда бывает так, что пользователи не указывают ссылки на первоисточники либо ссылки указываются неверно.
Администрация сайта снимает с себя всю ответственность за нарушения авторских прав.