Первые поселенцы Гренады пришли сюда с южноамериканского континента. Индейцы чибони и аравака были завоеваны и почти полностью ассимилированы племенем кариба, давшим название морю и всему региону. Сопротивление кариба европейской колонизации было настолько ожесточенным, что более 150 лет ни один европейский переселенец не смог закрепиться на этих землях. В конечном счете французы преодолели сопротивление индейцев, практически полностью их уничтожив, и начали интенсивно строить плантации для выращивания табака, сахарного тростника и хлопчатника. Для обслуживания плантаций потребовались тысячи рабочих рук, поэтому колонизаторы стали интенсивно завозить на Гренаду рабов из Африки. С этого момента и началось формирование колоритной и многогранной культуры страны, считающейся в наши дни одной из самых самобытных в регионе Карибского моря.
Культура Гренады представляет собой бурную смесь из британских, африканских, индейских и французских традиций. Парадокс, но факт – хотя большинство жителей островов являются католиками и говорят на разновидности французского, да и само заселение островов началось с переселения колонистов из Нормандии и Бретани, влияние галльской культуры на эту маленькую нацию явно проигрывает по сравнению с соседними островами. Официальным языком является английский, влияние англиканской, методистской и пресвитерианской церквей значительно, а в образе жизни явно больше британского и даже шотландского, чем французского. Африканское и креольское влияние четко прослеживается в музыке и танцах и очень хорошо заметно в широко распространенной практике наречения имен – многие гренадцы, даже ведущие свое происхождение от европейских народов, с гордостью носят африканские имена. Карриаку населена уникальной этнической группой, которая представляет собой смесь практически всех африканских народностей, с минимальным влиянием европейской крови (здесь даже креолов немного). И в то же время весь юго-запад Карриаку заселен потомками шотландских колонистов, свято поддерживающих свои традиции и культуру.
Местные семьи обычно весьма большие, редко где можно найти семейство, в котором меньше двух детей, а вот шестеро отпрысков уже не редкость (люди, живущие в городах, обычно имеют несколько меньшие по составу семьи, чем сельчане). Бабушка и дедушка, дяди и тети, кузены и многочисленные другие родственники часто проживают в одном доме или близко к друг другу. При этом столь хорошо заметной у африканских племен клановости здесь нет и в помине – люди поддерживают родственные отношения как-то очень легко, без оглядки на племенные или религиозные отличия. Эта черта гренадцев, видимо, и привела к тому, что на протяжении совсем непростой истории острова здесь никогда не было серьезных межэтнических или межконфессиональных столкновений.
Главой семьи здесь может быть с равной вероятностью как мужчина, так и женщина. Женщины – хранители семейного очага и матери, редко занимающиеся добычей средств к существованию, хотя работают наравне с сильным полом.
Мужчины же заботятся о содержании семьи, при этом редко вмешиваясь в сам процесс внутреннего домоустройства, но немало внимания уделяя детям и их воспитанию. Здесь говорят "девочка – лицо матери, мальчик – лицо отца". Мужчины предпочитают работать в строительстве, рыболовстве или сельском хозяйстве, женщины же обычно занимаются туризмом и торговлей. Разводы редки, хотя их процент в последнее время заметно вырос. Домов престарелых в стране немного, большинство гренадцев предпочитает беспокоиться о своих пожилых родственниках в домашних условиях, причем нередко доверяя эту роль старшим детям. Гренадцы очень спортивны, поэтому в местных спортивных состязаниях и празднествах участвуют люди всех возрастов. При этом немалое внимание уделяется и спортивному воспитанию детей – для них проводятся специальные соревнования и чемпионаты, а футбол, крикет и баскетбол являются для местной ребятни самым обычным времяпрепровождением.
Важной местной церемонией является совместный обед или ужин всех членов семьи. Даже в городах гренадцы хотя бы раз в день собираются за общим столом, где обязаны присутствовать все члены семейства. При этом особое внимание уделяется самой церемонии – стол стараются накрыть как можно богаче, обязательна сервировка и соблюдение застольного этикета, а в остальном семейный обед мало чем отличается от принятого где-нибудь в Нормандии или Уэльсе. В зависимости от достатка семьи, на столе присутствуют все столовые приборы, соответствующие моменту, а блюда подаются в строгой очередности, согласно этикету. При этом в повседневной жизни гренадцы способны питаться всем чем угодно – от легких бутербродов с рыбой или ветчиной, до простой пасты или лепешки с маслом. Это служит вечной причиной недоразумений, поскольку иностранец, увидев такое небрежение к еде, обычно приписывает местным жителям примитивность и вульгарность в кулинарии. На самом деле он видит ту простую и непритязательную пищу, которую и он сам у себя на родине употребляет где-нибудь в обеденный перерыв на работе. Следует просто посетить местный дом, чтобы убедиться в неверности подобного поверхностного суждения. Я принимать гостей гренадцы любят и умеют. Хоть их гостеприимство многим кажется несколько наигранным и по-британски чопорным, истинное его очарование в другом – гость для жителя Гренады всегда источник сведений о внешнем мире и лишь затем посетитель. Здесь просто несколько иначе смотрят на саму церемонию приема гостей, вот и все. А все остальные атрибуты гостеприимства самые что ни на есть искренние и радушные.
Несмотря на глубокую религиозность местных жителей и их склонность в любом событии видеть волеизъявление свыше, множество гренадцев все еще придерживаются традиционных верований своих предков и проводят множество духовных церемоний, пришедших на острова с африканского континента. Одним из главных праздников любого населенного пункта является "Саракка" (или "Салакка") – традиционная воскресная церемония, в который сочетаются ритуальные действия (музыка, танцы и выпечка особых блюд), посвященные предкам. Также эта церемония приобрела функцию благодарения за хороший урожай, немного схожую с североамериканским Праздником Благодарения. Также историческими традициями африканских народов обусловлена сложная музыкальная и танцевальная культура островов, передающаяся от поколения к поколению. Танцы сопровождаются ритмичными барабанными ритмами, столь свойственными африканским народам, на басс-основе базируются и многие музыкальные традиции. В то же время здесь и в наши дни очень популярны традиционные европейские народные танцы вроде кадрили или пикета.
Некоторые жители страны до сих пор практикуют уже сто лет как официально запрещенные культы Шанго, которые имеют происхождение в религии африканских народов йоруба (Западная Африка). Последователи Шанго поклоняются богу-создателю Олодумаре, а также различным природным божествам, вроде Осуна (бог рек) или Шанго (бог грома). При этом какое-то божество выбирается в качестве индивидуального покровителя и ему регулярно воздаются различные жертвы или посвящаются различные церемонии. Последователей Шанго легко отличить по обилию в их платье синего цвета и особому этикету. Также здесь немало приверженцев различных тотемических культов и древних синкретических верований, вроде "вуду" или поклонения богу Гару-Сукоянт (двуликое божество зла, чей христианский эквивалент Ла-Дьяблес повсеместно используется как эквивалент всего нечистого).
Многие гренадцы отдают должное и культу растафари, образ жизни и ритуалы которого ведут свое происхождение от коптских верований (православных, как ни странно) Эфиопии. Музыка регги, наряду с курением марихуаны, – часть именно этой культуры. Отсюда же пошли и многие другие традиции, широко распространившиеся по миру, вроде ношения "дредд" (крепко завитых в косички волос) или музыки калипсо. Большое значение в местной жизни имеет и еще один культовый персонаж традиционной мифологии – Мама Малади. Согласно легендам, полу-дух и полубожество Мама Малади появилось из духов женщин, умерших во время беременности и возвратившихся ради мести. Культ Малади широко распространен среди мулатов, а его постулаты часто сочетаются с определенными христианскими догмами и обрядами.
Все эти многочисленные религиозные верования привели к появлению в среде гренадцев огромного количества различных табу и примет, соблюдение которых для непосвященного иностранца просто нереально. Однако ситуацию спасает то, что сами местные жители крайне терпимы к проявлениям чужого мировоззрения, общительны и совершенно незлобивы. Любимые темы обсуждения среди местных жителей – политика и спорт. Все остальное либо является глубоко личным и не требует выноса на всеобщее обозрение, либо не заслуживает внимания. Гренадцы легко соглашаются с любой точкой зрения незнакомого человека, при этом могут до хрипоты и крика выяснять чья команда лучше или у кого из политических лидеров больше шансов на победу. При этом они очень дорожат своим мнением, относя уважение к оному со стороны других к своему статусному атрибуту, но вполне легко расстаются с таковым в случае, если собеседнику удается привести веские аргументы, к каковым здесь относятся научные доказательства либо мнения местных авторитетов (посторонние мнения, даже исторически доказанные факты, вызывают здесь иронию и целый набор "всем очевидных" контраргументов). Поэтому спорить с островитянами не рекомендуется – никаких проблем сам спор как таковой обычно не вызывает, но само обсуждение позиции сторон может затянуться буквально на недели.
Отношение к одежде на Гренаде довольно свободное. Легкая хлопковая одежда идеально подходит к местным погодным условиям и адекватно воспринимается местными жителями в любой ситуации. По вечерам или в случае каких-то мероприятий гренадцы любят одеваться строго и празднично, требуя этого же от других, однако ввиду множества верования и традиций, присущих этой стране, на какие-то мелкие нарушения этикета смотрят сквозь пальцы. Купальные костюмы или шорты для ношения за пределами пляжа неприемлемы, во многие высококлассные отели и бары в них просто не пустят. Для посещения многих провинциальных районов рекомендуется длиннополая одежда, а вот к длине рукавов или размеру декольте каких-то особых требований нет. Население Сент-Джорджеса довольно консервативно, поэтому здесь не стоит носить мини-юбки или короткие шорты.