Наиболее распространенные народные обычаи в Эфиопии можно разбить следующие группы.
Женская группа
- Обрезание
- Ранний брак
- Похищение невесты
- Прижигание горла раскаленным железом для легкого отделения плаценты
- Жесткое встряхивание роженицы для лучшего отделения плаценты
- Настойка из хагении (коссо) для беременных
Детская группа
- Обрезание (только девочки)
- Удаление молочных зубов
- Запреты на некоторые типы еды
- Удаление небного язычка (увулотомия) (только девочки)
- Запрет на нахождение на солнце
- Кормление младенцев маслом
Общая для обоих полов группа
- Надсечение век
- Кровопускание
- Племенные отметины
- Кастрация
Эфиопия – одна из необычных стран африканского континента. Здесь переплелись традиции Ближнего Востока и местных кушитских народов, традиции Древнего Куша и Средиземноморья. Большой отпечаток в культуре народа оставили великие монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам. А особенно проницательный наблюдатель может заметить и влияние Индостана.
Эфиопы до сих пор очень религиозны и ревностно соблюдают обычаи предков.
Так называемая увулотомия — процедура удаления небного язычка и иногда миндалин проводится девочкам в совсем юном детском, возрасте.
В Эфиопии процент проходящих через эту операцию колеблется в зависимости от региона. Так, согласно данным NCTPE на 2001 год, например, в Аддис-Абебе он составляет 66%, а в Сомали — 100%, в долине Омо — 54%, Амхара — 89%, Тиграй — 98%, Афар — 99% и так далее. Можно предположить, что на 2015 год статистика выглядит немного лучше, однако не принципиально лучше.
Обычно, для подобной операции в Эфиопии используется бритва или петля из конского волоса, разумеется, все инструменты не стерильны.
Несмотря на то, что увулотомия в диких, не больничных условиях, приводит к заражению инфекциями, кровотечениям и т.д., в Эфиопии верят, что операция предотвращает головные боли, обеспечивает чистый и красивый женский голос, препятствует развитию слепоты и изменению цвета глаз, а также улучшает настроение. Мальчикам подобную операцию проводить не принято.
Удаление молочных зубов – еще одна народная традиция, призванная воспрепятствовать/вылечить диарею и улучшить рост ребенка. В некоторых регионах Эфиопии удаляют не только молочные зубы, но и нижний передний коренной зуб для обозначения племенной принадлежности.
Удалять молочные зубы ребенку принято на 21 день после его рождения: лезвием, ножом или любым другим острым предметом на десне делается надрез, а затем «корни» зубов изымаются из десны длинным ногтем «хирурга», специально отращиваемым для этого. После операции рану «прижигают» нагретым чесноком или натирают солью, чтобы остановить кровотечение.
Ранние браки — еще одна большая проблема в Эфиопии. В целом, их можно разделить также на подгруппы:
— вексельный брак: договор, заключенный двумя семьями, о том, что их дети поженятся в будущем. Подобный договор может быть заключен сразу после родов или даже еще до рождения детей.
— детский брак: девочек в возрасте до 10 лет выдают замуж за старшего мужчину. Девочка может как оставаться до половой зрелости в доме родителей или же жить в доме родителей мужа.
— взрослый брак: очень молодую девушку выдают замуж за пожилого мужчину.
В большей части Африки ранние браки считаются нормой. В Эфиопии, 34,1% девочек вступили в брак в возрасте до 15 лет.
Причины, по которым девочек стараются выдать замуж как можно раньше, очевидны: в христианских и мусульманских регионах Эфиопии девственность невесты является обязательным фактором для того, чтобы брак был признан состоявшимся, в противном случае брак будет расторгнут, а жених заберет весь даури — выкуп. Также, выдавая дочерей рано замуж, ее родители получают быстрый доступ к материальным благам, так как за каждую девушку семья мужа платит деньги или имущество.
Процент ранних браков практически в два раза ниже в долине Омо, где девственность невесты не является обязательной, а добрачный секс не табуирован.
Похищение невесты — распространенный до сих пор в Эфиопии способ вступления в брак, несмотря на его незаконность. Часто это происходит, если девушка и юноша влюблены в друг друга, но семья девушки выбрала ей в мужья другого мужчину. Тогда юноша, выкрав возлюбленную, получает законное, с точки зрения народной традиции, право на ней жениться. В большинстве случаев кража невест сопровождается изнасилованием для полной гарантии отхождения женщины во власть этого мужчины — в этом случае практически нет шансов, что семья девушки воспротивится такому браку.
Сегодня все больше исследовательских групп и социологов работают в Эфиопии и ведут просветительскую деятельность среди населения, объясняя тяжелые последствия народных практик, однако путь еще очень долог.
И сейчас в городах и сёлах во время религиозных и национальных праздников люди одевают национальную одежду: прежде всего, это шамма – большой четырёхугольный кусок белой хлопчатобумажной материи (часто по краю расшитой цветным узором), носящийся как «римская тога» на различный манер в зависимости от ситуации (на плечах или полностью задрапировав всё тело, оставляя только прорезь для глаз). Этот предмет одежды носят и мужчины и женщины.
Мужчины, помимо этого, одевают белые зауженные штаны или шаровары. Женский костюм отличается от мужского тем, что вместо шаровар и тонкой рубашки они носят длинную до пят толстую рубашку.
Состоятельные люди поверх шаммы надевают атласный с капюшоном бурнус, обшитый бахромой, который называется – кабба.
В высокогорьях часто распространён тип меховой одежды, напоминающий нашу кавказскую бурку.
В Эфиопии до недавнего времени существовало несколько форм брака: гражданский (наиболее распространённый), церковный (заключается раз и на всю жизнь) и временная (договорная) форма брака. С подобной практикой пытался бороться ещё последний эфиопский император – Хайле Селассие.
Но даже сейчас, несмотря на предпринимаемые усилия властей, в Эфиопии часты разводы и новые браки. Дети, как правило, остаются с одним из родителей и часто бывает, что эфиоп воспитывает не только своих, но и чужих детей.
С этим связано и то, что в средневековье здесь не было в нашем понимании наследственной аристократии: звания, богатства и земли получали за заслуги перед короной, а не по наследству. Происхождение имело роль только при избрании императора, который должен быть из династии Соломона (однако, в ряде случаев, в частности в XIX веке императоры были из древней династии Загве, строителей Лалибелы).
Значительную роль в жизни общин до сих пор играют деревенские проститутки. В первый брак вступают очень рано. В его ритуал входит многолюдная свадьба с ритуализированной дефлорацией невесты её женихом.
Музыка Эфиопии занимает особое место в системе мировой музыкальной культуры. Абиссинская (эфиопская) музыка имеет очень мало общего, если вообще имеет, с африканской музыкой; её корни следует искать в восточнохристианском мире или даже глубже, в древнееврейских источниках.
В большинстве своём вокальная музыка Эфиопии – как религиозная, так и светская, – полна мелодичных пассажей, которые, однако, с трудом воспринимаются ушами европейцев, поскольку эти мелодии не соответствуют восьмитональной шкале. Некоторая часть этой музыки считается пентатонной. Эфиопскую музыку можно скорее назвать трансовой или психоделической, в современном понимании этих терминов.
Ведь не случайно эфиопы приписывают изобретение своей музыки – вместе с её ритмами, тональностями, системой записи и сопровождающими её танцами – Яреду, святому VI столетия.
Наиболее типичны для этой страны струнные музыкальные инструменты: однострунный масенко, шестиструнный крар и десятиструнный бэгэна.
Масенко – необычный вид скрипки, родственный арабскому ребабу. В прошлом его использовали странствующие певцы – азмари.
Крар занимает промежуточное положение между инструментами бэгэна и масенко. По легенде, бэгэна – богоданный и священный инструмент, созданный для религиозной медитации, крар создан дьяволом для воспевания мирских радостей.
Несмотря на их разнообразные формы, это родственные инструменты, и их сходство с лирами древних египтян и евреев очевидна.
Музыкальная культура эфиопов неотделима от танцевальной. Большую часть танцев составляют различные групповые – женские и мужские танцы. Это военные, трудовые и церемониальные танцы.
Уникальный эфиопский тип танца – «искиста»- плечевой танец. Этот танец имеет развлекательный характер, часто принимающий откровенно эротические свойства. Исполняется он как раздельно мужчинами и женщинами, так и смешанными группами. Его можно видеть практически во всех ресторанах и барах Эфиопии, где до сих пор звучат древние инструменты – крар и масенко.