Национальный менталитет
Южная Африка славится бесконечными гранями своей культуры и разнообразием традиций, связанным с пересечением обычаев многих населяющих страну народов.
Южноафриканцы чрезвычайно большое значение придают семье, это культовое начало. При этом понимание семьи разнится от нуклеарной семьи (только родители и дети) до племенного союза как основной формы общества. В стране официально и традиционно разрешена полигамия (многожёнство), за невесту требуют выкуп коровами. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, начиная с 13-14 лет. По традиции, разрешение на замужество дает вождь племени. Основной носитель силы и власти в семье – мужчина. Поклонение мужскому божеству является одним из самых сильных культов африканцев.
Также коренные жители, к каким бы верованиям они не относились, верят в переселение душ и наличие сверхъестественных природных сил, имеют массу табу. Также принято верить сказаниям и легендам. Так, многие не едят рыбы и морепродуктов, поскольку, согласно сказанию, вода опасна и населена подводными жителями.
ЮАР славится контрастами своей жизни. Ярко это выражается в различии сельского и городского взгляда на мир. Жители сёл склонны чтить традиции предков, заботиться о своей семье, у них довольно узкое видение реальности. Городские обитатели ценят успешность, материальные ценности (особенно сказанное касается жителей Йоханнесбурга). В Кейптауне более важны семейные узы, хотя общественное положение также важно заслужить.
Атмосфера Южной Африки довольно непринуждённа, здесь мало жёстких правил, касающихся одежды, внешнего вида или формальностей поведения. Характерной чертой южноа фриканцев является пунктуальность, опоздание расценивается как неуважение и невоспитанность.
Традиционные жилища народов ЮАР Говоря о традициях Южной Африки, следует вести речь об обычаях и ритуалах, основанных на традиционных верованиях коренных южноафриканских племен, которые, несмотря на непрерывное смешение и объединение разных народностей Африки и наряду с постоянным подавлением традиционных культур в течение долгих лет апартеида, сумели сохранить свою традиционную культуру в проживаемых регионах.
Официально в ЮАР всего лишь девять коренных народов, а если посчитать всех представителей аборигенов, получится несколько десятков. Но основными, самыми яркими и многочисленными являются народы – зулу, коса и банту.
Основной тип сельского поселения коренных народов ЮАР – крааль с поставленными по кругу разборными хижинами, образующими внутри площадь, которая служит загоном для скота. Рядом с хижинами располагаются зернохранилища — ямы или огромные куполообразные корзины на подмостках.
Несмотря на разность верований коренных народов Южной Африки, основу их составляют множество табу и вера в высшие силы природы. Сила и управление сосредоточены в руках мужчин. И самый сильный культ – это вера в мужское божество, а так же в переселение духов и сверхъестественные силы. В черной вере нет добра и зла. Нет ада и рая. Есть жизнь, и есть смерть. Нет так же и религиозной иерархии, верховных жрецов или глав духовенства. Эту роль выполняют люди в каждом племени – шаманы, знахари, старшие, даже сам вождь. Особые традиции сопровождают обряды бракосочетания и похороны, поскольку во всех религиозных группах сильны традиции брака и семьи – в этом едины все племена.
Многоженство разрешено традиционно, и количество жен ограничивается финансовым состоянием. За каждую жену положено платить выкуп (лобола) – в коровах. Средний размер лобола – десять-двенадцать коров. Количество оговаривается при сватовстве, семьями молодых. Девушки могут выходить замуж в молодом возрасте, обычно в 13-14 лет, но по традиции разрешение на замужество дает вождь. Молодому человеку, прежде чем жениться, необходимо стать мужчиной. Для этого он должен пройти ритуал инициации, посвящения. Обычно это происходит в 15 лет, время назначает вождь. В этот день посвящают сразу нескольких молодых людей. Первым делом их отделяют от племени, поселяя в дикие места. Там старейшина, который будет проводить инициацию, рассказывает им то, что необходимо знать будущему мужчине. Традиционно в этот период они живут полуголодной диетой, и от них ожидается поступок храбрости. В некоторых племенах это могло быть охотой за дикими животными, или акт отваги.
В этом уединении молодые люди проводят несколько дней. В день накануне церемонии к ним приходят гости, которые поют традиционные песни, а юноши исполняют различные танцы. Наутро мальчиков ведут к реке или озеру, где они совершают ритуальное омовение. После, в присутствии родственников и гостей, молодых людей строят в ряд и глава церемонии вызывает их по одному на обрезание, которое совершается острым ножом, без стерилизации или наркоза. Молодой человек должен выдержать боль не вскрикнув, после чего он становится мужчиной. Отрезанную кожу ночью надо закопать, чтобы злые духи ее не нашли. Этот ритуал символизирует прощание с мальчишеством.
Сразу после обрезания на рану накладывают определенные травы, после чего ребят возвращают в шалаши, где делают костер из мокрых бревен, считая, что дым поможет выздоровлению. Там же их обмазывают белой глиной, символом чистоты. В этой белой глине их кожа находится до полного выздоровления после обрезания, пару-тройку дней. Затем новый мужчина идет к реке и смывает белую краску, после чего его обмазывают в красную глину. Иногда традиции предполагают первую ночь с девушкой, которая впоследствии становится его женой. Она должна стереть новую краску с тела юноши своим телом. А потом – пир горой, танцы, песни, рассказы, тосты.
Местные племена очень сильно верят в сказания и легенды. По одной из них подводные жители, обитающие на дне водоемов и рек, затаскивают людей под воду и делают их своими рабами навеки. Убежать из этого рабства удается очень немногим. Поэтому аборигены к воде подходят с опаской. Рыбу и рыбопродукты практически не едят.
Практически все верят в Токолоша, пузатого домового. Он прячется в углах, и крадет девушек. От этого дома традиционно строились с круглыми стенами, без углов.
В каждом племени есть также сангома -знахарь и шаман, который отвечает за травы, излечение недугов. Шаман следит за благосостоянием племени, как правая рука вождя. Когда-то шаманов вожди использовали для устранения неугодных соплеменников. Если в племени дела шли плохо, искали виновного. Это был ритуал вынюхивания. Все племя выстраивалось в краале, и шаман после долгого танца впадал в транс, затем по очереди обнюхивал каждого стоящего. В итоге находил злодея, которого племя убивало. Обычно злодеем оказывался неугодный вождю человек. Убийство после ритуала вынюхивания воспринималось как человеческое жертвоприношение. В сущности, отчасти так оно и было. Каннибализм существовал на ритуальном уровне. Во время сражения воин мог разрезать грудь пораженного врага и откусить часть сердца. При этом сила и мужество убитого переходили в победителя. Хоронить умерших стали только в конце XVIII века. До этого просто выбрасывали тело на съедение животным.
Правила поведения
Поскольку в Южной Африке пересекается множество традиций и обычаев разных народов, лучший способ принять верную линию поведения – наблюдать за поведением местных жителей и быть осторожным в движениях и словах.
Одежда, выбранная приезжим, должна соответствовать ситуации. Остановиться на кедах и шортах можно, собираясь на пикник или на другое неофициальное мероприятие. В деловом же общении у мужчин положен галстук и костюм, у женщин – деловые, но красивые платья, костюмы.
При встрече мужчины обмениваются обычным рукопожатием, а женщины, как правило, целуют друг друга в щёку.
При посещении дома местного жителя приглашённый приносит с собой небольшой подарок – вино или букет цветов. Цветы можно выбрать любые, хотя гвоздики иногда связаны похоронными ассоциациями. Хорошо подойдут также сигареты, виски, сувениры с символикой родины туриста. Не нужно пытаться купить как можно более дорогой подарок, не более 50 долларов.
Если подарок получил сам визитёр, то распаковать его стоит тут же, а принимать либо двумя руками, либо только правой. Оставлять недоеденное на столе не принято. Полная сытость гостя демонстрируется положением вилки и ножа рядом с тарелкой, а скрещенные вилка и нож – знак незаконченной трапезы.
Пытаться загорать в совершенно оголённом виде, если вы не на нудистском специальном пляже, не нужно, это может вызвать острую негативную реакцию. Не стоит забывать и о корректности по отношению к представителям разных рас. Так, африкандеры очень обижаются, когда их называют «голландцами», а их язык «кухонным голландским».
Особые правила касаются распространённых в ЮАР гольф-клубов. Игра в джинсах недопустима, нужна подходящая одежда. Обязательно нужно посетить клубный бар «halfway house» и закусить сэндвичем, проявляя тем самым солидарность с другими игроками.
Национальные праздники ЮАР
- 1 января – Новый год;
- 21 марта – День защиты прав человека (день Шарпевиля);
- 13 апреля – Страстная пятница;
- 16 апреля – День семьи;
- 27 апреля – День Конституции;
- 1 мая – День трудящихся;
- 16 июня – День молодёжи;
- 9 августа – Национальный женский день;
- 24 сентября – День населения;
- 16 декабря – День примирения;
- 25 декабря – Рождество;
- 26 декабря – День благодарения.